год | 2012 |
страна | Германия, Канада, США, Франция |
слоган | «Evil goes global» |
режиссер | Пол У. С. Андерсон |
сценарий | Пол У. С. Андерсон |
продюсер | Пол У. С. Андерсон, Джереми Болт, Дон Кармоди |
оператор | Глен МакФерсон |
композитор | Томэндэнди |
жанр | ужасы, фантастика, боевик, триллер |
бюджет | $65 000 000 |
время | 01:36 |
релиз на Blu-Ray | 17 декабря 2012 |
Сложно представить, но первая игра серии Resident Evil ‒ первоисточника экранизации «Обитель зла 5» ‒ вышла ещё в прошлом тысячелетии на игровой приставке Сони Плейстейшен, позднее ставшей известной как PSOne.
Первая игра
Жанровая принадлежность первой Resident Evil определялась как survival horror, по-русски ‒ «ужас на выживание». Этот жанр, ответвившийся в свою очередь от adventure и представлявший собой нечто среднее между боевиком и квестом, был в те годы ещё очень молод. Люди, не очень хорошо разбирающиеся в этой теме, даже считают Resident Evil первым представителем жанра, что, впрочем, не соответствует истине.
Атмосфера и сюжет первой игры соответствовали названию, переведённому на русский как «Обитель зла». Это самое зло обитало в научной лаборатории, куда персонажи добирались через старинный особняк. Победа над злом и являлась главной целью игры.
Новые части
Два сиквела были как идейно, так и по игровому процессу похожи, а действие в них разворачивалось уже не в особняке, а в целом городе под названием Ракун-Сити. Территория, на которой обитало зло, постепенно увеличивалась в размерах, и в итоге название игры стало лишаться оригинального смысла.
За сиквелами последовали первые спин-оффы, а затем увидела свет и новая номерная часть. Четвёртая часть отошла от канонов серии, позаимствовав гораздо больше элементов из боевиков. Исправить это игры Resident Evil не могут до сих пор.
Так же четвёртая серия впервые представила Лос Плагос ‒ страшноватых паразитов, ведущих себя как буйные мозговые слизняки. Потом последовала пятая часть, в которой экшен и паразиты оказались уже в центре внимания, окончательно превратив серию в абсолютную казуальщину. Не так давно была выпущена шестая игра в сериале Resident Evil. Если верить первым впечатлениям поигравших, от ужасов там не осталось уже ничего, только сплошной боевик на выживание. Как говорится, «с элементами».
Экранизации
У экранизаций популярного игрового сериала тоже есть свои проблемы. Первая часть, давняя предшественница Resident Evil 5, не отступала от атмосферы своего первоисточника. Режиссёром фильма был Пол У. С. Андерсон, снявший до этого другую успешную экранизацию видеоигры ‒ «Смертельную битву».
Отлично получилось у Андерсона и кино по Resident Evil. В фильме было всё то, за что поклонникам полюбилась игра: жутковатая атмосфера, интересная история, красивые сцены и захватывающий экшен.
Кассовые сборы не били рекорды, но несмотря на это продюсеры, среди которых были и сам Пол Андерсон, дали производству второй части зелёный свет.
Андерсон покинул роль режиссёра, оставшись сценаристом и продюсером. Сиквел относительно верно следовал сюжету первой и второй частей игровой серии, история которых рассказывала об одновременно происходящих в разных местах Ракун-Сити событиях. Впрочем, в итоге кассовые сборы оставили желать лучшего. Неизвестно, виной ли этому слишком сильный упор на экшен или низкое качество фильма в целом.
Но это не остановило Андерсона. Он пригласил нового режиссёра и написал другой сценарий. Теперь сюжет фильма противоречил не только играм, но и просто человеческой логике. Это ожидаемо привело к тому, что кассовые сборы остались неизменными, а вот затраты на производство увеличились.
Андерсон отказался от сотрудничества с молодыми режиссёрами, а также от какой-либо адекватности сюжета, и поставил четвёртый фильм лично, заодно добавив модное нынче 3D. Ход оказался правильным: несмотря на не самое высокое качество, четвёртая часть собрала кассу в полтора раза больше, чем предыдущие.
При этом количество скопированных откуда либо идей просто поражало. Так, сцены сражений с главным антагонистом полностью срисовали с роликов из пятой части игры. Гигант с топором и двухголовые псы до этого встречались любителям жанра ужасов в серии Silent Hill.
Но кассовый успех ‒ превыше всего, и бессменный продюсер и сценарист серии начал работать над фильмом «Обитель зла 5». Неудивительно, учитывая, что Resident Evil выступает в роли их с женой (Миллой Йовович, играющей в экранизациях главных героинь) семейного бизнеса.
Последняя вышедшая на данный момент часть, «Обитель зла 5 Возмездие», оказалась на удивление приличным фильмом, в котором уменьшилось число откровенно абсурдных поворотов сюжета и допущений, противоречащих сразу вместе первоисточнику, предыдущим частям и здравому смыслу. Избавилась серия и от отвратительных спецэффектов вкупе с убаюкивающим эффектом замедления, мучившим зрителей в четвёртой части. Ещё фильм Обитель зла 5 получил следующие плюсы:
- симпатичные интерьеры и декорации;
- качественный экшен, за которым интересно наблюдать;
- возвращение полюбившихся зрителям героев и антагонистов из предыдущих частей.
«В общем, пятая часть стоит того, чтобы её посмотреть.» Правда, за всё хорошее пришлось расплатиться остатками элементов жанра «ужасы».
Формально в графе «жанр» всё ещё находится это слово, но это уже мало соответствует действительности. Фильмы Resident Evil окончательно превратились в боевики с монстрами, мутантами и зубодробительным экшеном, потеряв в процессе атмосферу. Может, это не так уж и страшно.